Тара и Упаковка. 1. Основные функции упаковки

1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ

Упаковка должна экономить больше, чем она стоит.

Рубен Раусинг, основатель фирмы «Тетра Пак»

В историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности их транспортировки с сохранением высокого ка­чества. Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и общества в це­лом. Многие важнейшие открытия и достижения человече­ства были широко использованы именно для развития упаков­ки. Можно привести многочисленные примеры из разнообраз­ных областей науки и техники. Это и разработка новых мате­риалов, и создание новых технологий для производства упа­ковки из дерева, глины, фарфора, стекла, металлов, пластмасс и т. д. Это и широкое использование автоматизированной тех­ники как для изготовления упаковки, так и для процессов упа­ковывания продукции. Это и создание новых технологий дли­тельного сохранения продуктов...

В современной жизни упаковка прочно вошла в наш быт и сопровождает человека на всех стадиях его деятельности. Она во многом изменила наш жизненный уклад, позволила по-но­вому взглянуть на многие проблемы, например, питания. По состоянию развития упаковочной индустрии стали судить об экономическом и техническом уровне той или иной страны. Наиболее развитые страны вкладывают значительные сред­ства в эту сферу. Так, ежегодные расходы в США на упаковку превышают 52 млрд. долларов, в Германии — 33 млрд. марок (около 20 млрд. долларов США). Среднегодовые расходы на упаковку во всем мире составляют от 450 до 500 млрд. долла­ров США [49, 50].

Со временем значительно изменились функции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изделий, со­хранением их качеств и обеспечением гигиеничности. К упа­ковке предъявляют требования облегчения обращения с това­рами, обеспечения максимальной экономичности процессов упаковывания и обработки товаров при их распределении, транспортировке, складировании и перемещении в магазинах.

Упаковка должна информировать потребителя о составе, ха­рактеристиках, способе употребления продукта. Она стано­вится мощным средством рекламы и маркетинга продукции, нацеленным на продвижение товаров на конкурентный ры­нок [23]. Благодаря удачной упаковке расширяется объем про­дажи продукции, открываются перспективы роста производ­ства, увеличения прибыли. При близких характеристиках од­нородных продуктов качественная упаковка играет определя­ющую роль в формировании у потребителя решения о покупке товара. Не случайно многие рекламные сообщения концент­рируют внимание потенциальных покупателей не на соб­ственно продукте, а на продукте в упакованном виде. В ряде случаев продукт рекламируют за счет представления в выгод­ном свете именно качеств его упаковки, например, возможнос­ти ее повторного использования после опорожнения.

По своей сути упаковку следует рассматривать не просто как средство содержания изделия, но в более широком смысле как систему взаимосвязи производителя, продавца и потреби­теля товаров. Это предъявляет к упаковке целый комплекс тре­бований. Она должна обеспечить выполнение операций специ­альной обработки продукции, ее дозирования и укупорки. Кро­ме того, от упаковки требуется обеспечение длительного хране­ния продукции, удобства транспортировки, размещения на витринах, прилавках магазинов, складирования. Упаковке не­обходимы привлекательный внешний вид, способствующий повышению конкурентоспособности и облегчающий продажу, удобство использования покупателем. Ряд новых требований выдвигается к упаковке в процессе развития и совершенство­вания упаковочной индустрии.

Основными функциями упаковки являются защитная, дози­рующая, транспортная, хранения, маркетинговая, норматив­но-законодательная экологическая информационная и эксплу­атационная (рис. 1.1).

Под защитной функцией понимают способность упаковки сохранять качество упакованного продукта в течение заданно­го времени в определенных условиях.

Защитная функция должна предусматривать в конструк­ции упаковки меры по защите упаковываемого продукта от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также по защите окружа­ющей среды и человека от негативного воздействия упакован­ного продукта. Защитная функция особую актуальность и важность имеет при упаковке пищевых продуктов. Влияние

Рис. 1.1


 

климатических факторов на снижение качества пищевых про­дуктов приведено в табл. 1.1 [41].

Потери пищевых продуктов из-за неудовлетворительной упаковки в США за 1995 г. составили 3% для консервной про­дукции и 10-15% для свежей и охлажденной (4]. Эти потери могут быть существенно сокращены за счет подбора соответ­ствующей упаковки, способной в полной мере выполнять за­щитную функцию. Особые надежды возлагают на многослой­ную упаковку из полимерных материалов, содержащую непро­ницаемые для различных веществ барьерные слои. Материа­лы с барьерными слоями, используемые в настоящее время, практически исключают попадание нежелательных веществ в упакованный продукт. Основные виды защиты и новые упако­вочные материалы для некоторых пищевых продуктов приве­дены в табл. 1.2.

Современная технология производства пищевых продуктов предусматривает различные виды обработки и последующего хранения продукции в упаковке. На рис. 1.2 схематично пока­зано, как некоторые способы технологической обработки ско­ропортящихся пищевых продуктов влияют на продолжитель-

Таблица 1.1

Влияние климатических факторов на свойства пищевых продуктов

Климатический фактор

Вызываемая реакция

Изменение качества

Кислород воздуха

Окисление

Изменение цвета овощей и фруктов, разрушение эфирных масел, прогоркание жиров

Влага

Абсорбция, катализ

Образование комков, размягчение, гидро­литическое прогоркание жиров, энзимолотческая и микробиологическая порча

Свет

Фотоде ст рукция

Разрушение чувствительных к свету витаминов А, Е, К, В2, В6, В12, С. Обесцвечивание пищевых продуктов, окислительное прогоркание жиров

Температура

Изменение скорости реакции

Повышение температуры на 10* увеличивает скорость химических реакций в 2-3 раза и снижает срок хранения

Запрос поставщику