8.8.6. Упаковка для жидких продуктов
8.8.6. Упаковка для жидких продуктов
Идея фасования жидкостей в упаковку на основе картона превратилась в реальность лишь с появлением технической возможности комбинировать картон с другими термосвариваемыми или термосклеиваемыми материалами, обладающими повышенными барьерными свойствами по отношению к влаге и данному пищевому продукту. Это привело к созданию герметичной упаковки для жидкостей (рис. 8.17) — первым вариантом стала остроконечная упаковка для молока Pure-Pak, запатентованная в США в 1915 г. Необходимые барьерные свойства по отношению к влаге обеспечивались воском, сделавшим также возможным термосклеивание.
Позже были разработаны и другие виды упаковки жидких продуктов. Наполнение большинства из них осуществлялось через полностью открытую горловину, которую затем закрывали и герметизировали. Поперечное сечение таких пакетов было разным — квадратным, прямоугольным, круглым, а стенки могли сужаться кверху. Заготовки коробок подавались в установку розлива или в виде плоских заготовок и формовались уже в ней, или в виде готовых к фасованию вставленных один в другой пакетов. Еще в 1950-е гг. на смену воску пришел полиэтилен, и появились формовочно-фасовочно-укупорочные автоматы, в которые упаковочный материал подавался в рулонном виде, а выходил оттуда в виде тетраэдров (упаковка Tetra-Pak).
Срок годности расфасованного пищевого продукта во многом зависит от того, как продукт был обработан до фасования, от условий при наполнении и дистрибьюции. Например, до фасования пищевые продукты могут быть пастеризованы, а фасование может проводиться методом горячего розлива, или продукт может быть подвергнут УФ-стерилизации, а розлив проводиться в асептическую упаковку, то есть может применяться метод асептического розлива. В зависимости от требуемого срока годности для сохранения качества продукта необходимо правильно подобрать материал для ламинирования картона.
Рис. 8.17. Пакеты для упаковки жидких продуктов |
Для продуктов с коротким сроком годности при дистрибьюции в условиях охлаждения (при 0-4 °С), например, свежего молока, используют картонную упаковку с двусторонним полиэтиленовым покрытием. При длительном сроке годности продуктов, расфасованных методом горячего розлива и хранящихся при комнатной температуре, а также для свежих соков, хранящихся в условиях охлаждения, барьерные свойства покрытия повышают с помощью тонкого слоя алюминиевой фольги. В этом случае ламинат выглядит как последовательность слоев ПЭ / картон / ПЭ / алюминиевая фольга / ПЭ.
Технология асептического упаковывания, когда стерилизованный продукт фасуется в стерильную тару и герметизируется в стерильных условиях, признана Институтом пищевых технологов (Institute of Food Technologists) «важнейшим научным достижением в пищевой промышленности за последние 50 лет». Она с успехом применяется для фасования жидких продуктов в картонную упаковку и позволяет увеличить срок годности продуктов при их хранении при комнатной температуре. Вместо слоя алюминиевой фольги иногда используют полимер EVOH, обладающий прекрасными барьерными свойствами по отношению к кислороду и легче подвергающийся вторичной переработке при утилизации бытового мусора.
В результате совершенствования методов упаковки, переработки, дистрибьюции и реализации жидких пищевых продуктов появился широкий их ассортимент в картонной упаковке — это молоко и молочные продукты, соки, супы, негазированные напитки и вино. Жидкие пищевые продукты с присутствующими в них твердыми частицами (например, мякоти) обычно фасуют через открытый верх для исключения возможности прилипания частиц к поверхности будущего герметизируемого шва.
Размеры упаковки могут быть самыми разными — от порционных пакетов в форме тетраэдра (Tetra Classic) объемом 20-65 мл, пакетов с квадратным и прямоугольным сечением объемом 0,2, 0,3, 0,5, 1,0 л до пакетов объемом 1,5-2 л. Фирмой Walki разработана конструкция порционного пакета с трубочкой и цилиндрического пакета объемом 250 мл с легко вскрываемой системой укупорки. Линейка размеров упаковок Pure-Pak включает даже пакеты объемом 4 и 5 л.
Среди возможных конструкций такой упаковки доминируют пакеты прямоугольного сечения с крышеобразным верхом, однако выпускаются упаковки и другой формы: шестиугольные, четырехгранные, клинообразные пакеты, пакеты типа «подушка», пакеты квадратного сечения со скругленными углами... Основная область инноваций - это системы облегчения вскрытия упаковки, возможность многократной укупорки и контроль несанкционированного вскрытия. Уже вполне привычными стали разнообразные приспособления: это и соломинки со скошенным концом для протыкания герметизирующей мембраны, и пластмассовые завинчивающиеся колпачки с индикацией несанкционированного вскрытия, и отслаиваемые язычки из фольги, и пластмассовые крышки для повторной укупорки, и многое другое.
Производство и реализация жидких пищевых продуктов в картонной упаковке - один из наиболее ярких примеров системного подхода к упаковыванию, когда каждый аспект, связанный с упаковкой, ее наполнением и реализацией, тщательно прорабатывается фирмами-производителями упаковки в тесном сотрудничестве с пищевыми предприятиями и представителями торговли.
Для упаковки жидкостей используют картон из беленой и небеленой целлюлозы. Такой картон наиболее пригоден для нанесения печати, резки, рилевания и фальцовки. Кроме того, поскольку его получают только из целлюлозного волокна, исключается воздействие упаковочного материала на вкус и аромат расфасованного продукта. Молоко и молочные продукты, вино и соки легко приобретают побочные вкус и аромат и требуют особой внимательности при выборе упаковочных материалов и печатных красок, способов ламинирования и экструзионных покрытий - применяемые материалы и технологии не должны влиять на вкус и аромат продукта. (Крупные картонные коробки с крышеобразным верхом в настоящее время применяют также для упаковки сухих сыпучих пищевых продуктов - круп, замороженных овощей для ресторанного бизнеса, и т. д.)