8.8.11. Этикетирование

 

8.8.11.              Этикетирование

При упаковке пищевых продуктов этикетки наносят на:

·       первичную упаковку — металлические банки, бутылки, другую стеклотару, стаканчики, тубы, коробки из гофрокартона, картонные бочки, упаковку из формованной бумажной массы;

·       вторичную (транспортную) упаковку — на ящики или упаковки, обернутые стретч- или термоусадочной пленкой;

·       на третичную упаковку — на паллеты (поддоны) с товарными единицами;

·       непосредственно на продукт — в частности, на фрукты.

 

Этикетки на упаковке для пищевых продуктов обеспечивают идентификацию и продвижение изделий, информирование покупателей о способах использования данных продуктов, а иногда (например, при наклеивании этикеток поверх крышки) они служат и средством защиты от несанкционированного вскрытия упаковки.

 

Этикетки характеризуются типом материала, из которого они изготовлены, адгезивом и способоми апплицирования. Материалом для этикеток может служить бумага, картон или ламинаты на их основе с применением алюминиевой фольги и полимерных пленок. В зависимости от желаемых внешнего вида и отделки ис­пользуют самые разные материалы на основе бумаги. Бумага может быть без меловального покрытия, с матовым или глянцевым меловальным покрытием, а также цветная и с высоким глянцем. При ламинировании алюминиевой фольгой часто применяют тиснение.

Печать этикеток осуществляется всеми традиционными способами печати, вы­бор которых зависит от требуемого качества и типа отделки. На упаковочных ли­ниях используют как струйную печать, так и цифровую. Для придания глянца и защиты поверхности от, например, истирания во влажном состоянии, используют лакирование. Для улучшения внешнего вида применяют также горячее тиснение на фольге.

Для высокоскоростного этикетирования металлической и стеклянной тары при­меняют декстриновые клеи. Скорость этикетирования консервных банок и бутылок с пивом составляет 80 тыс./ч (эту технологию называют «влажным этикетированием»). На контейнеры из полимерных материалов этикетки наносят способом термо­сваривания.

Этикетки без клеевого слоя поступают на предприятие в небольших пачках, наре­занные согласно заданным размерам и форме. Если этикетки подаются вакуумными присосками, то необходимо, чтобы материал, из которого они изготовлены, не был пористым и не пропускал воздух. При использовании декстриновых клеев важно правильно подобрать тип бумаги, так как влажная бумага может скручиваться. При намокании бумаги волокна разбухают больше в поперечном, чем в машинном на­правлении, а поскольку волокна стремятся к ориентации в машинном направлении, лист бумаги принимает цилиндрическую форму с осью, направленной в машинном направлении. В этом случае необходимо использовать бумагу с низким отношением МО/СО-ориентированных волокон, то есть с относительно низким числом волокон, ориентированных в машинном направлении. Как и для упаковочных видов бумаги и картона, плоскостность бумаги для этикеток очень важна для нанесения на нее печати, хранения и конечного этикетирования.

Некоторые виды этикеток без клеевого слоя крепят к упаковке без использова­ния адгезива — имеются в виду различные ярлычки на нитке, кольеретки вокруг горлышка бутылок и т. п. Подобные этикетки чаще всего используют для оформле­ния дорогих пищевых продуктов, кондитерских изделий и напитков.

Рулонные этикетки с уже нанесенным клеевым слоем называются самоклеющимися. Клеевой слой на этикетке защищают с помощью пергамента или беленой крафт- бумаги с силиконовым покрытием. Профиль этикетки отмечается на контуре защитной подложки, по которому и высекается этикетка из рулона, что требует использования высокоточного оборудования. Высеченная этикетка прижимается к изделию и остает­ся на нем, а несущая ее подложка неповрежденной снова сматывается в рулон.

Наносят самоклеющиеся этикетки на линиях, работающих на различных ско­ростях, — от полуавтоматических линий с ручным управлением (скорость этикетирования 30 шт./мин), до автоматических линий со скоростью этикетирования 60-600 шт./мин. Одним из преимуществ таких этикеток является простота перена­ладки линии.

Адгезив для самоприклеивающихся этикеток выбирают в зависимости от особен­ностей упаковки и режимов хранения и реализации изделий — определяют, напри­мер, должна ли этикетка быть полностью смываемой или неудаляемой, ожидаются ли перепады температуры (в частности, при хранении замороженных продуктов) и т. п.

Бумажные и картонные так называемые «вплавляемые» этикетки ассоциируют­ся, главным образом, с упаковкой из полимерных материалов. Этикетку помещают в пресс-форму для литья под давлением, выдувного формования или термоформо­вания. На обратную сторону таких вплавляемых этикеток нанесено термосвариваемое покрытие, совместимое с данным полимерным материалом, и в процессе фор­мования упаковки этикетка как бы «сплавляется» с контейнером.

Такой метод «этикетирования в форме» дает ряд преимуществ. Во-первых, мож­но обеспечить высокое качество печати при меньших затратах, чем при прямой пе­чати на цилиндрических, конусообразных и иных стенках емкостей различной фор­мы. Во-вторых, бумажные и картонные этикетки, ламинированные алюминиевой фольгой, обеспечивают дополнительные барьерные свойства упаковки. В-третьих, некоторые конструкции емкостей с «вплавляемыми» этикетками могут быть облег­чены без ущерба для защиты расфасованного в них продукта и без снижения сопро­тивления контейнера торцевому сжатию.

Тонкие картонные этикетки с нанесенной на них печатью можно приклеить к бо­ковому шву пластикового стаканчика так, чтобы они легко отделялись друг от друга в целях последующей вторичной переработки (упаковка типа Sandherr К 3 фирмы Greiner Packaging).

Этикетирование методом теплопереноса (на оборудовании Theiimage фирмы Dennison) осуществляется с использованием носителя с односторонним восковым покрытием. Негатив изображения наносят на восковое покрытие, которое, в свою очередь, покрывается термочувствительным адгезивом, а под действием нагревания и давления изображение переносится с носителя на контейнер.

Запрос поставщику